Правила выдачи и учета документов при расчетах без кассы

Правительство РФ своим постановлением от 15.03.2017 № 296 утвердило Правила выдачи и учета документов, подтверждающих факт осуществления расчетов без применения ККТ в отдаленных или труднодоступных местностях.

По действующим нормам пункта 3 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ организации и ИП, осуществляющие расчеты в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом власти субъекта РФ, вправе не применять кассы.

При этом по требованию покупателя ему выдается документ, подтверждающий факт осуществления расчета и содержащий установленный законом перечень реквизитов. В этой связи, утвержденные правительством правила предусматривают, что при расчете наличными или с использованием электронного средства платежа без кассы уполномоченное лицо организации (индивидуальный предприниматель):

  • заполняет документ;
  • собственноручно подписывает документ;
  • выдает документ покупателю (клиенту).

Документ может быть выполнен на бумажном носителе рукописным и (или) иным способом (типографским, с использованием персонального компьютера и др.).

Учет таких документов ведется в журнале учета по их порядковому номеру и дате расчета. Листы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и подписаны руководителем организации (ИП), а также заверены печатью при ее наличии. Журнал учета ведется руководителем организации (ИП) или уполномоченным им лицом.

Запись в журнале осуществляется по каждому расчету. При этом если в течение дня расчеты не проводились, запись в журнал не вносится.